О дивный новый мир
С древних времен существовали пророчества о скором конце света, собственно также как и о закате существующего порядка с непременным установлении нового, куда более зловещего режима. Если отбросить откровенно сумасшедших персонажей и окунуться в мир классической литературы, в разрезе «утопия — антиутопия», с огромным количественным превосходством побеждают сценарии развития общества где в конечном итоге все заканчивается крахом. Но почему так? Почему, вместо работы над описанием мира «светлого будущего», люди уделяют столько внимания идеям, текстам повествующим о коллапсе устоявшегося, как минимум приемлемого, мироздания и приход на его место новой суровой реальности?
Те радикальные изменения с сопутствующими им кризисами которые коснулись нас с вами за последние 20-30 лет не могут не впечатлять. Очередная заваруха с «пандемией» и всеобщей «самоизоляцией» это всего лишь очередное звено в цепи экономических, политических, социальных преобразований нашего общества. Жизнь не остановилась в 1991 году, как продолжилась и после 1994, 1998, 2004, 2008, 2014, так же как наверняка пойдет дальше и после 2020 года. Более того, как показывает практика, для абсолютного большинства людей за эти минувшие десятилетия, мир с его материальными и не материальными благами стал только более доступным и комфортным. Так почему же в очередной раз мы слышим, читаем о пророчествах постапокалиптического будущего, спусковым механизмом которого на этот раз должен стать вирус ОРЗ? Что стоит за изменениями нашего повседневного быта: рядовое событие чересчур распиаренное СМИ, или же это действительно глубинный процесс грозящий ввергнуть наш мир в хаос? Об этом далее и пойдет речь.
Не дай Бог жить в эпоху перемен
Конфуций был еще тем творцом парадоксов ведь вся история человечества это безостановочная череда изменений и перемен. На этом фоне современный мир как никогда ранее может похвастаться количественным показателем новшеств, однако-же более глубокие и однозначно более радикальные изменения, как для обществ так и для отдельно взятого индивидуума, были во времена промышленной революции на протяжении всего ХIX века.
Перемены пришедшие в жизненный уклад людей с появлением паровых машин, телеграфа, развития социальных наук ломали не только их представления о мире, но и повседневный быт — отнимая привычный способ заработка, социальной активности, места в обществе устоявшихся профессий и сословий.
Мы с вами также можем привести кучу примеров из нашего времени, как цифровая эра обнулила целые отрасли в сфере услуг и производства. Как и ранее человек который не смог вовремя принять новую реальность, обычно, оказывается на обочине жизни, и что характерно, в невозможности адаптации к новой реальности возрастной фактор не являлся ключевым препятствием.
Раньше было лучше…
Экологичнее, в озерах рыба водилась, в стране порядок был, еда здоровее, народ душевный, студенты умнее, техника надежнее, воду из под крана пили и тд. Буквально дня не проходит, чтобы дома, на работе, в транспорте — не услышать подобного мнения. Как ни странно, но зачастую, подобного рода утверждения, с технической точки зрения, абсолютно верны! В то же время парадокс ситуации состоит в том, что действительно этот «лучший мир» уходит в небытие, а ему на смену, ведомая прогрессом, приходит эта самая антиутопия с сопутствующими ей «всадниками Апокалипсиса».
«Настоящий пессимист не говорит, что стакан наполовину пуст, он говорит, что стакан уже не тот» — народная мудрость.
Подобные утверждения не новы, они существовали еще у древних греков. Если допустить их правоту, то видимо наш Едем находится где-то в глубине веков, как минимум во времена палеолита с их экологией и ничтожной продолжительностью жизни, да и ставить под сомнение надежность каменных орудий труда вряд ли получится. При этом все мы, так или иначе, сознательно погрязли в мире бытовой химии, антибиотиков и гаджетов, что вечно норовят отослать не пойми куда наши персональные данные. Абсурд?
Постиндустриальное общество
Именно этим термином можно объяснить множество нестыковок нашей реальности с формальной логикой. Как никогда ранее, просто молниеносное «моральное» устаревание материального мира, умноженного на перепроизводство его благ, с недавнего времени делает просто бессмысленным выпуск «вечных» вещей. ИТ-сфера может тут стать наиболее красочным примером.
“Мне не нужна вечная игла для примуса, я не хочу жить вечно”.
— Золотой теленок (Илья Ильф и Евгений Петров).
Безграничные возможности предстающие перед нами меняют облик нашего общества. Имея целый перечень альтернатив утоления жажды для современного горожанина нет критической потребности в кристально чистой воде из под «крана» (хотя при желании и это не проблема), современному человеку для пропитания не нужна рыба из реки, а широчайший спектр методов лечения недуг и планирования семьи сделал уровень общественной морали как никогда «либеральным». Так уж ли это плохо?
Всеобщая деградация
Одновременно с теми удивительными возможностями изменять мир к лучшему, технический прогресс подарил человечеству уникально широкий перечень путей к деградации. Автоматизация рабочих мест, широкое разнообразие и доступность всевозможных гаджетов сделали возможным весьма комфортное существование массы людей не обремененных даже посредственной интеллектуальной деятельностью. Рядовой человек потерявший жизненную необходимость в умственном труде, часто не приходит к осознанной необходимости самосовершенствования. Обратная сторона прогресса.
В то время когда мир стал как никогда сложным и требует самого широкого набора знаний, он стал максимально доступным для бездумного обывателя. Последнее обстоятельство несет в себе корень понимания большинства современных проблем. То разделение людей на два диаметрально противоположных лагеря, которое мы имеем уже сейчас, в скором будущем будет только усиливаться. Если в капиталистическом мире подобные механизмы являются довольно традиционными и берут свое начало в минувших веках, то для постсоветского пространства разделение является весьма контрастным благодаря существующей еще не так давно всеобщей уравниловке. По этой причине в наших широтах стало не редким удивительное само по себе явление — «миллионер из трущоб». Обратив внимание на людей достигших «успеха» на постсоветском пространстве можно обнаружить, что подавляющее количество их биографий берет свое начало из Богом забытых поселков, со всех концов канувшей в лету страны. В то же время миллионы людей проживающих в куда более благополучных местах банально не пережили бурю перемен, которая пришла в конце 80-х на смену «Брежневской стабильности».
Очередной конец света вызванный небезызвестным вирусом действительно грядет, и как показывает история для кого-то он станет настоящей катастрофой, это неизбежно. Но так ли это плохо для общества и какую роль здесь играет пандемия?
Пандемия — причина, или следствие?
С самим ее предметом — вирусом, как раз все нормально, ничего особо нового. Необычным стала крайне острая реакция мировой общественности на довольно банальное явление. Беспрецедентно суровые методы борьбы с недугом в свою очередь породили среди людей два противоборствующих лагеря сторонников и противником этих самых методов. Единственное в чем эти антагонисты сходятся это в понимании того, что мир прошел четкий водораздел «до и после» и дороги к привычному нам укладу в скором будущем точно не будет.
С чисто формальной точки зрения все, что произошло на протяжении последних 6 месяцев, является весьма негативным, с пугающими перспективами, событием. Более того происходящее прямо сейчас смело могло бы послужить сценарием для «приквела» типичного Голливудского фильма-антиутопии «Сумасшедший Макс», или его отечественного собрата «Кин-дза-дза».
«Сейчас я маску сниму и надышу вам тут!» — отрывок из фильма Кин-дза-дза.
Падение целых отраслей производства, массовые сокращения рабочих мест, отсутствие международного, да и часто локального транспортного сообщения. Что это? Неужели правы пессимисты со своим утверждением, что мы прошли точку не возврата к миру в стиле «стимпанк»? Ответом на этот вопрос может послужить понимание того чем для нас стала пандемия, причиной происходящих в мире изменений, или же их следствием?
Всемирная сеть
При формально парализованном карантинными мероприятиями мировом сообществе наша с вами онлайн жизнь не только не остановилась, а и весьма закономерно приросла элементами из оффлайна. Но давайте зададим себе вопрос — возможен был бы подобного рода карантин еще 10-20 лет тому назад? Даже среди ИТ-шников — пожалуй наиболее прогрессивного социума с точки зрения внедрения передовых технологий, переход на полноценную «удалёнку» до недавнего времени был сопряжен с целой кучей вопросов. Чего уже говорить про более традиционные сферы нашей жизни. Однако, что мы видим сейчас? Вместо повсеместных голодных бунтов люди только лишь ускорили переход к новой цифровой модели общества.
На место ресторанов пришли сервисы по доставки пищи. Заметить закрытие рынков и ларьков не дали отлично функционирующие интернет-магазины и торговые сети, в которых не так сложно наладить стандарты качества работы. Существенные ограничения в работе муниципального транспорта также прошли мимо благодаря Uber и ему подобным. Но если от бизнеса в общем-то можно было ожидать максимальной гибкости, то действительно интересным стало наблюдать как в онлайн перекочевало предоставление административных услуг гос. учреждениями. Тоже самое можно сказать и про дистанционное образование, единственная проблема которого оказалась в невозможности сбагрить своих наследников из дома хотя бы на пару часов в день.
Вместо выводов
Уже сейчас понятно, что пандемия стала толчком, катализатором довольно глубоких процессов, которые не сегодня наметились в нашем бурно меняющемся мире. Пережидать «всеобщее помешательство», как происходящее сейчас называют скептики, и жить надеждой возвращения к прежнему образу жизни, очевидно, заведомо проигрышная позиция. Собственно так же абсурдно и приверженцам самоизоляции рассчитывать, что соблюдая все требования ВООЗ мы сможем раз и навсегда избавится от хвори и «отыграть» назад у Интернета свой уютный оффлайн мир. В какой-то мере то, что сейчас происходит — действительно разрушение существующего порядка, но в то же время это и старт нового, как минимум обновленного. Однозначно мы уже сейчас наблюдаем контуры этого удивительного нового мира смартфонов и приложений, сетей и онлайн-сервисов, которые кормят нас, одевают, записывают на прием к доктору, дают возможность получать образование, со все еще полумифической «биг дата» и многим другим. Вместо рефлексии по утраченным возможностям дня вчерашнего, каждому из нас необходимо уже сейчас смело посмотреть вперед и увидеть там потребности новой реальности, которые так или иначе будут крепко связанные с сетью.