Карты Таро

Карты Таро

Гадания на Таро, обсуждение гороскопов и медитация на кристаллы плотно вошли в повседневность. У инстаграм-блога «Ретроградный Меркурий» с наставлениями на каждый день более 200 тысяч подписчиков, а гиперперсонализированный ежедневный гороскоп Co-Star не покидает топ скачиваемых приложений. В литературе магию осваивает журнал «Незнание» — до 5 сентября им можно прислать тексты и художественные работы для публикации в номере «Сила», который редакция выпускает совместно с издательством и шоурумом Modern Magic.

По просьбе The Village соосновательница «Незнания» Арина Бойко и соосновательница образовательно-просветительского проекта FEM TALKS Катерина Денисова рассказывают, как современная магия помогает справиться с тревожностью, победить патриархат и заработать больше денег.

Кринж от Таро

В мае 2021 года редакция журнала DOXA провела стрим, в котором редакторка Арина Гундырева рассказывала о практике гадания на картах Таро и делала расклады за любой донейшн в пользу журнала. Арина предлагала зрителям и зрительницам задать вопросы о карьерных и академических планах («Скажите пожалуйста, я завтра госы сдаю. Завтра благоприятный день для этого?», «Стоит ли податься на стажировку?» и так далее) или глобальных политических перспективах. В названии стрима была формулировка «деколонизируем западное научное мышление и раскладываем Таро».

В соцсетях редакцию DOXA сразу стали упрекать в ненаучности: Арина раскладывала и трактовала карты всерьез, а не иронически, как этого ожидали многие Таро-скептики. В чате трансляции появлялись негативно настроенные комментаторы: «Докса, это кринж» или «Минут десять честно надеялся, что эта редакторка стебется и что вот-вот будет смешно… Но нет, она на полном серьезе пытается рассказывать, что планеты влияют на судьбы». «В заголовке слово „деколониальность“ было скорее в шутку. Таро и астрологию принято воспринимать как что-то несерьезное и даже почти детское с точки зрения современной западной науки, но, мне кажется, в этом есть некоторая колониальность мышления: будто есть какие-то законы, и если какие-то практики им не соответствуют, то, значит, они и незначительны», — комментирует Арина.

Как появились карты Таро

Колода Таро не всегда была инструментом для гадания. Изначально она использовалась для карточной игры, которую называли «Тароччи». Карты с изображениями королей, королев, рыцарей и пажей появились в 1428 году при дворе миланского герцога Филиппо Марии Висконти и стали известны как «марсельское Таро». Позже маги и оккультисты стали разрабатывать символический язык значения карт и использовали колоду Таро в качестве оракула. Сегодня тарологи и тарологини чаще всего используют колоду, разработанную Артуром Эдвардом Уэйтом на основе «марсельского Таро». Иллюстрации к картам созданы художницей Памелой Колман Смит, и в 1909 году они вышли в издательстве Уильяма Райдера в Лондоне, поэтому колоду принято называть Таро Райтера — Уэйта — Смит.

78 карт делятся на Старшие и Младшие арканы. Старшие арканы — это 22 уникальные карты с названиями («Шут», «Отшельник», «Башня» и так далее) — аналог игральных козырей, а Младшие арканы — карты четырех мастей, в каждой масти по десять номерных и четыре фигурных карты (Король, Королева, Рыцарь и Паж). В Таро каждая масть соотносится с четырьмя стихиями и несет свою энергию: Жезлы (Огонь), Кубки (Вода), Мечи (Воздух), Пентакли (Земля).

Как гадательные практики стали ненаучными

Однако несерьезным кринжем спиритуальные практики считались не всегда. В Древней Греции институт прорицания занимал особое место. К оракулу обращались по самым важным государственным вопросам, для древних греков его ответ был истинным и даже божественным знанием. С приходом в Римскую империю христианства и возникновением натурфилософии репутация оракулов ослабевает.

Рационалистический взгляд на науку и философию окончательно легитимизируется в эпоху Нового времени. Этот поворот окончательно исключает магию и гадание из официального дискурса. В отношении них теперь используются слова «эзотерика» и «оккультизм». Обе эти практики считаются лженауками, а знания, полученные такими путями, — тайными и субъективными. Философ Теодор Адорно использовал термин «оккультизм» в качестве синонима иррациональности и считал веру в магию и астрологию пережитками мифологического сознания.

Феминистская философия науки критикует такое противопоставление рационального знания иррациональному, указывая на его гендерную подоплеку: рациональное, оно же мужское, становится позицией власти и силы. Согласно фем-исследовательницам, прямым последствием андроцентричной научной парадигмы является не только гендерный дисбаланс в науке (нам известно совсем немного женщин-ученых в сравнении с их коллегами мужчинами), но и оскудение научного метода. Концентрация на «объективности» научного знания также активно критиковалась в ХХ веке. Методолог науки Пол Фейерабенд выступал против каких-либо универсальных критериев истинности знания. В своей работе «Три диалога о познании» он пишет, что «если широкая публика обратится к мистицизму, наука рухнет как карточный домик», и рассматривает астрологию как один из возможных способов объяснения мира и его законов. Научная же революция предполагала монополию на знание: есть один истинный способ познания мира, а остальные должны быть отброшены.

Такая судьба постигла ремесла целительниц и повитух. О дискредитации женского практического знания пишут В. Далмия и Л. Алкофф в своей статье Are Old Wifes’ Tales Justified? Они описывают, как повитухи были исключены из профессионального акушерского сообщества только лишь на том основании, что их знания не были стандартизированы и записаны в официальном виде, то есть не соответствовали новым критериям научности. Интересно, что повитухи часто обвинялись в ведьмовстве, так как умели управлять деторождением, что не нравилось государственной власти.

Магия эмансипация?

Эзотерические и духовные практики часто использовались для преследования женщин. Охота на ведьм привела не только к смерти огромного количества невинных людей, но и изменила отношение к рождению детей, женской дружбе, сексуальности, природе и животным. Как пишет Сильвия Федеричи в «Калибане и ведьме», результат преследования ведьм — это окончательное закрепощение женской сексуальности, изгнание женщин из акушерства и гинекологии (и присвоение контроля над женскими репродуктивными процессами государством и мужчинами-медиками), разобщение мужчин и женщин, внушение первым недоверия к последним. Федеричи резюмирует: «Язык охоты на ведьм „породил“ Женщину как отдельный вид, существо suis generis (с лат. — единственное в своем роде), более развратное и извращенное по своей природе». Преследование ведьм также отвратило женщин от открытого проявления неконформной духовности. Так многие суфражистки, хоть и были религиозными, подчеркивали свою приверженность науке и рациональным методам познания. Они не только опасались обвинений в истеричности и нелогичности, которые постоянно на них сыпались, но и находились в тени постоянно появляющихся карикатур, изображающих их в ведьминских колпаках и на метле.

В 60–70-е годы XX века ситуация на Западе меняется — распространяются представления об особой женской духовности, появляется феминистская теология, дружественные женщинам религиозные направления (например, дианическая викка) и даже политические организации, которые задействуют в своих акциях и риторике образ ведьмы (например — W.I.T.C.H.). Все большее распространение получает лозунг «Мы правнучки ведьм, которых вам не удалось сжечь». Ведьма начинает восприниматься не только как фигура протеста женщины против патриархата, но и как важное звено в женской истории. Появляется представление о преемственности между современными феминистками и сожженными на кострах женщинами. Их объединяет опыт преследования и бунта, но этот опыт — не единственная причина использования феминистками образа ведьмы. Многие активистки и исследовательницы полагают: у эзотерических и духовных практик есть освободительный потенциал.

Такое изменение связано с тем, что феминистские теологини обратили внимание на традиционные религии, которые выстроены на угнетении женщин и замалчивании женской истории. В маскулинных нарративах не было места женскому религиозному опыту. Поэтому главной задачей феминистских теологов стал пересмотр и повторная интерпретация священных текстов, «очищение» их от патриархатных контекстов. Представители более мягких реформистского и ревизионистского направлений феминистской теологии считали, что в священных текстах можно обнаружить дружественные женщинам места и отталкиваться от них. Другие исследовательницы были более пессимистичны и решили, что в традиционных религиях так много мизогинии, что положение не спасти интерпретациями — нужно найти новые формы женской духовности.

Такими формами стали неоязыческие культы, ведьмовство, травничество, астрология, Таро. Эти практики не только позволяли женщинам выразить свой духовный опыт на собственных условиях, но и призывали к более экологичному взгляду на мир. Исследовательницы Мэри Дейли, Кэролин Мерчант и Сильвия Федеричи не раз подчеркивали, что принятое в язычестве и магических практиках отношение к природе более экологично, так как предполагает, что Земля не безликий ресурс, но полное жизни и волшебства пространство. Начавшееся в Новое время «расколдовывание мира», как объясняет Федеричи этот термин социолога Макса Вебера, подразумевало определенный тип рациональности и логики, согласно которым все (включая природу) оценивается с точки зрения потенциальной выгоды. Федеричи предлагает «заколдовать» мир заново, то есть вернуться к его целостному, а не утилитарному восприятию.

В этом процессе важную роль могут сыграть магия и эзотерика как практики, не вписанные в капиталистическую рациональность и предполагающие экологическую осознанность.

Таро и астрология

Еще один освободительный элемент эзотерических и духовных практик — возможность психологического контроля над ситуацией. Маги, ведьмы и целители преследовались официальной религией, так как брали на себя функцию людей, непосредственно влияющих или дающих обещание повлиять на положение дел. Своим примером они показывали, что можно самостоятельно решать свои проблемы, а не уповать на милость Бога или его проводника — священника. Подобная самостоятельность не нравилась не только церкви, но и государству, которое стремилось стандартизировать и взять под единоличный контроль медицину и земледелие. Неслучайно магические практики набирают особую популярность во времена политической неопределенности — в России их расцвет пришелся на 90-е годы, востребованы они и сейчас. Яркий пример попытки присвоить себе агентность и контроль в напряженной политической обстановке — многочисленные расклады Таро на ближайшее будущее страны в TikTok и YouTube. «Уйдет ли Путин?», «Что будет с Навальным?» Не всегда ключевым в раскладе является результат — кто-то склонен верить предсказаниям карт, кто-то — нет. Но многие отмечают спокойствие и уверенность, которые сопровождают процесс.

Соосновательница проекта FEM TALKS и соведущая подкаста Modern Magic Настя Красильникова делится: «Через личные практики мы можем возвращать себе чувство контроля или объяснять вещи, не поддающиеся объяснению. Незадолго до задержания редакторов DOXA я с друзьями обсуждала политику в баре, и мы решили сделать расклады на Путина и Навального. Мои друзья не увлекаются эзотерикой и Таро, но им стало легче, они успокоились». Арина Гундырева рассказывает, что стрим DOXA о Таро тоже задумывался как практика отвлечения от тревожных новостей.

Магия как терапия

Терапевтическая функция Таро и других эзотерических практик — еще одна причина их растущей популярности. Таро как система богата архетипами. Существует даже особое юнгианское Таро, разработанное для рефлексии через архетипические образы. Таро не только испытывает на себе влияние разных психоаналитических систем, но и активно внедряется в психотерапевтическую практику. Некоторые терапевты, вдохновившись Таро, используют особые карточки с абстрактными словами или ситуациями. Образность таких карточек помогает клиентам выразить то, что сложно или стыдно передать словами.

Не всегда терапевтический эффект Таро и других практик обусловлен сложными теоретическими концепциями. Часто люди просто интуитивно используют их для саморефлексии. Например, концепция натальной карты, согласно которой у каждого есть индивидуальные положения планет в знаках (например, Меркурий в Овне или Марс в Близнецах), позволяет удобно концептуализировать сильные и слабые стороны своей личности. Так, эмоционально отстраненный человек со страхом привязанности может описать свое поведение как проявление «типичной Венеры в Водолее». Это не значит, что астрология должна использоваться как оправдание собственных недостатков и ошибок. Но она может помочь осознать проблему, принять себя и понять, что ты не одинок.

Соосновательница FEM TALKS Лана Узарашвили описывает это так: «Мне всегда было сложно принять некоторые черты своего характера, на которые мне указывали как на недостатки. Астрология мне помогла. У меня Солнце в Стрельце, а если прочитать описание этого знака, то все эти черты к нему относятся. Но натальная карта не ограничивается одним знаком. Не обязательно верить в то, что она — объективное положение дел и истина в последней инстанции. Достаточно просто решить для себя, что моя комбинация положений в планетах — это то, что может проявиться в любой момент, а может и нет, черты могут быть общими для разных людей, они могут быть не только ограничениями, но и возможностями. Это помогло мне не только принять себя, но и перестать требовать от других того, чего они не могут сделать».

Терапевты спокойно относятся к использованию клиентами различных символических систем для самоанализа, если это не приносит им вреда. А также предостерегают от чрезмерного скепсиса: «Множество направлений в психологии также когда-то казались абсурдными и чересчур альтернативными», — напоминает клинический психолог Шарлинн Руан.

Расклады Таро и заработок

Эзотерические практики могут дарить ощущение не только психологического, но и финансового комфорта. Исторически женщины могли добиться достаточно большого влияния благодаря прорицательским и другим магическим способностями. Хороший пример — Мария Ленорман (1772–1843), которая открыла свой салон и стала известной на всю Францию, несмотря на врожденные физические дефекты. Она предсказывала судьбу первым лицам в государстве: Робеспьеру, Марату, Наполеону. Существуют даже особые колоды для гадания, носящие имя Ленорман. И сейчас профессиональное занятие эзотерикой может сильно выручить женщин — в особенности беременных и мам. Владелица магазина и издательства Modern Magic Лида Павлова так описывает свой опыт: «Расклады — та работа, которую можно делать, не выходя из дома, пока твой ребенок спит. Быть тем же мастером маникюра с младенцем сложнее — ты не можешь работать дистанционно, ребенок будет мешать. Мой сын не спал без меня вообще — я делала расклады, пока он лежал на моей груди и пил молоко. Одной рукой я держала телефон, другой — карты, и так проходило все мое рабочее время в течение полутора лет».

Опыт многих людей, история и современные тренды показывают: Таро, астрология и другие практики не замкнуты в себе. Они прочно заняли свое место не только в темных комнатах и сомнительных газетах, как принято считать, но и в актуальной повседневности — тиктоке, кабинетах психотерапевтов и даже политическом активизме. Через магию блогеры сегмента #witchtok поднимают разговор о важных социальных и политических темах: сексизме, расизме, колониализме, защите экологии и прав животных. Так, летом 2020 года ведьмы тиктока массово проводили ритуалы в поддержку участников протестов Black Lives Matter. Многие из них считают политическую вовлеченность закономерной частью жизни и практики современных магов и ведьм. Как риторически спрашивает популярная в #witchtok блогерка Frankie Anne: «Как можно не поддерживать угнетенные группы, когда ведьмы на протяжении многих веков сжигались на кострах и не могли практиковать свои религии?»

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock
detector
Политика конфиденциальности