Дришти: концентрации внимания
Глаза являются основным инструментом восприятия для человека. Признайтесь, выполняя асаны в классе йоги, вы успеваете изучить и новую стрижку подруги на соседнем коврике, и заметить, сколько новичков в зале, и сравнить, у кого поза получается лучше – у вас или у того, кто расположился перед вами. В какой-то момент вы замечаете, что увлеклись созерцанием пейзажа за окном или любуетесь собственным педикюром. Как ни странно, все эти вещи кажутся вам гораздо занимательнее, чем то, ради чего вы пришли в класс. Что же увело вас от цели? Ответ очевиден: глаза.
Куда бы мы ни направили свой взгляд, за ним неотступно последует внимание. Внимание – самое ценное, что у нас есть, но, увы, оно нередко ведет нас по неправильному пути. Блеск внешнего мира пленит наш взор, и мы неизменно поддаемся соблазну. В результате наше внимание порабощается, и мы отвлекаемся от того, что на самом деле истинно и ценно.
Более того, яркие привлекательные образы возбуждают ум и лишают нас праны (жизненной энергии), которая тратится впустую на обработку лишней информации. Чтобы противостоять этим пагубным тенденциям, необходимо вернуть утраченный контроль над вниманием.
Не верь глазам своим
Специальная техника йоги, которая учит направлять взгляд в определенную точку и сосредоточивать на ней внимание, называется дришти. В переводе с санскрита это слово означает «зрение, образ, точка зрения, ум, мудрость». Говоря о дришти, обычно подразумевают как саму технику, так и объекты, на которые направляется взгляд.
Сосредоточивая внимание на определенной точке, мы учимся видеть границы восприятия и преодолевать их. Обычно мы воспринимаем окружающую действительность через призму собственных представлений, которые формируются под воздействием всевозможных факторов. По своей природе эти представления сугубо субъективны, поэтому являются ни чем иным, как предрассудками.
Искаженное восприятие мира в философии йоги связывают с авидьей – невежеством, неведением, отсутствием знания, – которую мудрец Патанджали называл корнем всех страданий. Давайте рассмотрим пример. Предположим, молодая девушка, выросшая в семье любящих и заботливых родителей, в атмосфере полного доверия, начинает встречаться с юношей. И вот первые в её жизни отношения заканчиваются полным разочарованием. Как следствие у неё формируется предубеждение против мужчин, которых она начинает воспринимать как исключительно ненадежных и не заслуживающих доверия. Это предубеждение затруднит её общение с представителями противоположного пола и, вполне возможно, помешает создать нормальную, крепкую семью. Другими словами, из-за ложного представления она обречет себя на постоянные разочарования.
Новый взгляд
Глаза воспринимают объекты, которые находятся во внешнем мире, йога же учит видеть внутреннюю реальность. В процессе правильной практики мы начинаем осознавать обусловленность нашего восприятия и постепенно понимаем, что видим только то, что хотим видеть. Дришти позволяет сформировать то, что в йоге именуют экагратой – однонаправленностью внимания. Когда мы сужаем фокус до одной точки, внимание перестает блуждать от объекта к объекту и мы начинаем замечать колебания внимания внутри. Со временем мы обретаем способность отделять себя от своих представлений и отличать кажущееся от действительного. Вернемся к нашему примеру. Из-за разочарования девушка может настолько сильно идентифицировать себя с собственной обидой, что будет смотреть на каждого мужчину сквозь призму собственной эмоции. Научившись отделять себя от своего представления, она сможет взглянуть на ситуацию новыми глазами, переоценить ее и свое отношение к ней. Вооружившись знанием, она двинется навстречу новой жизни.
Таким образом, экаграта наделяет нас видьей – адекватным восприятием действительности, – благодаря которой мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле.
Острый глаз
Практика дришти активно используется в самых разных направлениях йоги. Приверженцы аштанга-виньясы во время выполнения асан фокусируют взгляд на конкретной области – всего их девять, – а затем концентрируют на ней свое внимание. Б.К.С. Айенгар в своей книге «Прояснение пранаямы» отмечает, что «взгляд играет главную роль в практике асан». А в школе крийя-йоги применяется техника тратаки, при которой взгляд широко раскрытых глаз направляется на пламя свечи. Практикующий смотрит на пламя, не мигая, до тех пор, пока глаза не начнут слезиться. Тратака не только оказывает терапевтическое воздействие, но и учит сопротивляться появляющимся во время занятия неосознанным побуждениям тела – в данном случае потребности моргнуть.
Приверженцы бхакти-йоги (йоги служения) используют дришти иначе – они обращают долгий, полный любви взор к Богу. Практикуя визуализацию, они представляют Божественное в облике Кришны, а весь мир становится для них прасадом (священным подношением).
Различные техники дришти также применяются при практики пранаямы и медитации.
Классовые различия
В зависимости от того, где располагаются объекты, на которых сосредоточивается взгляд, различают бахья (внешние) и антара (внутренние) дришти. Во время практики асан, крий (очистительных процедур), севы (процесса служения в карма-йоге) и бхакти (молитвы) прибегают к бахья дришти, а вот при пранаяме и медитации используют внутренний объект. Самая распространенная техника антара дришти – направить взгляд под закрытыми веками вверх к области третьего глаза. В изложении Айенгара это звучит так: «Смыкание глаз <…> погружает адепта в медитацию, объектом которой становится Он – истинное око всех очей <…> истинная жизнь всех жизней».
В Бхагават-гите (VI.13) описывается еще одна техника, при которой глаза остаются полуоткрытыми, а взгляд направляется на кончик носа: «Прямо и неподвижно держа тело, шею и голову, пристально устреми на кончик носа невидящий взор».
Если вы замечаете, что во время практики антара дришти начинаете думать о мирских делах и заботах, откройте глаза и устремите взгляд на внешний объект. И наоборот, если внешняя направленность взгляда мешает сосредоточиться, закройте глаза и обратите взор внутрь себя.
Фиксация взгляда – это идеальный способ сохранить равновесие в позах на баланс, таких как Врикшасана (поза Дерева), Гарудасана (поза Орла), Вирабхадрасана III (поза Героя III) и различных вариантах Хаста Падангуштхасаны (позы Захвата Большого Пальца Ноги в Положении Стоя). Сосредоточивая взгляд на неподвижной точке, мы перенимаем свойства этой точки и обретаем присущие ей стабильность и устойчивость.
Хитрый фокус
При практике дришти существует опасность принять средство за цель. Помните, что фиксация взгляда и сосредоточение внимания призваны создать спокойствие и тишину внутри вас. Все тело – в том числе и глаза – должны работать ради этой цели. Если во время практики вы сосредоточиваетесь на внешнем объекте, не смотрите на него пристально, а слегка расфокусируйте взгляд – так вы сможете сильнее отвлечься от внешних объектов и привести внимание внутрь себя.
Избегайте чрезмерных усилий: взгляд ни в коем случае не должен вызывать напряжения в глазах или мешать корректному выполнению асаны. Приведу пример. В классической позе Треугольника объектом дришти являются пальцы вытянутой вверх руки. Практикуя эту позу, многие ученики испытывают дискомфорт в шее, когда поворачивают голову. Фокусирование взгляда на дришти в этом случае ни к чему не приведет: из-за неприятных ощущений вы лишь рассредоточите внимание, а из-за ненужных усилий не сможете как следует выполнить асану. Помните, что практика дришти оправдана только тогда, когда вы чувствуете свободу в теле и уме.
Сказка – ложь, да в ней намек
Приобретая способность видеть действительность без искажений, мы возвращаемся к своему внутреннему, истинному «Я». Эгоистичные порывы и стремления перестают определять нашу жизнь, и мы начинаем воспринимать себя как неотъемлемую часть мира, в котором живем. Ложные представления заставляют нас чувствовать себя обособленными от остальных, в результате чего мы страдаем от одиночества, ощущения ненужности и заброшенности. Истинное видение рождает близость между нами и другими людьми: за внешними отличиями мы начинаем видеть внутреннюю суть – истину, которая вечна и неизменна.